Возрастающие
объемы
грузовых и
пассажирских
международных
перевозок в
Европе
привели к
необходимости
согласования
законных
интересов
различных
групп (владельцев
грузов,
перевозчиков,
страховых
компаний,
водителей,
организаций,
контролирующих
перевозки и т.п.).
Первого июля
1970 года в
Женеве было
заключено
Европейское
соглашение о
работе
экипажей
транспортных
средств,
производящих
международные
автомобильные
перевозки (ЕСТР).
Соглашение
создало
условия для
свободной
конкуренции
европейских
транспортных
компаний и
повысило
безопасность
движения при
эксплуатации
большегрузного
транспорта.
В 1978 году
Советский
Союз
подписал
ЕСТР, а в 1992 году
Россия
подтвердила
свое
членство в
этом
международном
договоре. С 24
апреля 1995 года
все
автотранспортные
средства
государств-участников
ЕСТР,
допускаемые
к
международным
пассажирским
(автобусы с
числом мест
более 9,
включая
водителя) и
грузовым (автомобили
полной
массой свыше
3,5 тонны)
перевозкам,
обязательно
оборудуются
контрольными
устройствами
- ЕС-тахографами.
ЕС-тахограф
автомобильный
- бортовое
электронное
контрольно-измерительное
устройство,
устанавливаемое
взамен
спидометра
или
совместно с
ним,
предназначенное
для
непрерывной
индикации и
регистрации
скорости
движения,
пробега,
периодов
труда и
отдыха
водителя.
Принцип
работы
тахографа
основан на
обработке
электрических
сигналов,
поступающих
с
импульсного
датчика пути/скорости,
устанавливаемого
на коробке
передач.
Переключение
режимов
работы
тахографа
осуществляют
водители.
Параметры
автоматически
регистрируются
на
персональном
диаграммном
диске для
каждого
водителя.
Опыт
государств,
где
применение
тахографов
является
обязательным,
убедительно
доказывает,
что его
наличие на
автомобиле
способствует
развитию у
водителей
навыков
безопасного
и
экономичного
управления.
Аварийность
снижается в
среднем в 2
раза.
Исключаются
конфликты
между
водителями и
инспекторами.
При
расследовании
причин
аварий можно
с секундной
точностью
восстановить
ход событий и
избежать
ошибочных
обвинений.
Обработка
записей на
диаграммных
дисках
позволяет
автоматизировать
учет работы
водителей и
автомобиля, а
также
оптимизировать
их работу и
снизить
эксплуатационные
расходы на 25-30%.
Отличить
ЕС-тахографы
можно по
маркировке -
знаку
официального
утверждения
типа
тахографа,
нанесенному
на заводскую
табличку (шильдик).
- Скорость - Время - Пройденный путь - Переключатель режимов работы 1-го водителя - Переключатель режимов работы 2-го водителя - Режимы работы - Индикатор установки диаграммного диска - Индикатор превышения скорости |
В
положении
переключателя
тахограф
автоматически
фиксирует
два режима
работы
водителя: при движении автомобиля - режим вождения; при остановке автомобиля - режим пассивной работы (в т.ч. простои на светофорах, в пробках, в очередях и т.п.). В положении переключателя записывается любая трудовая деятельность водителя, кроме вождения (оформление документов, ремонт автомобиля и т.п.). Переключатель устанавливают в положение при перерывах в работе и отдыхе водителя. При этом автомобиль стоит. |
Тахографические
записи на
диаграммном
диске. На
лицевой
части
диаграммного
диска , по
периферии
от
заполняемого
от руки
центрального
поля ,
находятся
зоны
автоматической
записи
пробега,
режимов "работа-отдых"
и скорости
движения. |
Диаграммный диск изготовлен из специальной бумаги, на которую последовательно нанесены: слой черной краски, слой прозрачного пластика и белый слой оксида цинка. Поверх этих слоев типографским способом нанесены шкалы и знаки. Когда игла самописца тахографа производит запись, происходит удаление слоя оксида цинка и проступает черный цвет подложки. Одновременно игла оставляет характерный след на слое пластика, который используют при идентификации диаграммного диска и тахографа. Диск имеет отверстие грушевидной формы, позволяющее установить его только в одном, строго скоординированном, положении. На обороте диска нанесены графы, необходимые для записей от руки, а также знаки официального утверждения, в прямоугольниках которых проставлена буква , за которой следует отличительный номер страны (например: 1 - Германия, 2 - Франция, 22 - Российская Федерация), перечень номеров официального утверждения тахографов и значение предельнодопустимого скоростного режима. Запись времени разделена на четыре периода: - время управления автомобилем, - время присутствия на рабочем месте (в кабине), - время прочей работы вне кабины, - время перерывов и отдыха. Периоды записываются в виде равномерно заштрихованных полос различной высоты: условные обозначения таких записей приводятся на каждом диаграммном диске дважды.
Установку и обслуживание тахографов выполняют только уполномоченные производителем этих приборов сервисные мастерские, имеющие идентификационные клейма. |
Применение
ЕС-тахографов
решает
следующие
задачи:
- исключает
несанкционированные
поездки, т.к.
весь маршрут (скорость-пробег-время)
непосредственно
записывается
на диске;
- повышает
безопасность
движения;
- увеличивает
ресурс
двигателя,
шин,
тормозных
механизмов и автомобиля
в целом,
благодаря
соблюдению
предписанных
режимов движения;
- обеспечивает
социальную и
правовую
защиту
водителей,
что достигается
документированием
на
диаграммных
дисках всего
объема выполненных
работ;
- оптимизирует
маршруты
перевозок и
графиков
движения, по результатам
сравнительного
анализа
записей
режимов
движения;
- введение на
своем
автопредприятии
объективной
системы
подсчета заработной
платы по
фактическому
объему
выполненных
работ;
- объективный
расчет с
заказчиком
за
фактически
выполненную работу по
перевозке
грузов и
простои по
различным
причинам;
- беспрепятственное
участие в
перевозочных
процессах
как по территории
России, так и
Европейского
Сообщества;
- помогает
производить
объективную
оценку
профессиональных качеств
водителей.
Чем
кривая
ровнее, тем
меньше
водитель
разгоняется
и тормозит,
реже переключает
передачи, т.е.
едет
равномерно,
меньше
расходует
топлива и экономит
ресурс
автомобиля.
Время присутствия на рабочем месте (в кабине) | |
Время прочей работы (вне кабины) | |
Время перерывов и отдыха | |
Время управления автомобилем |
Ф.И.О. водителя | |
Пункт отправления | |
19__ |
Дата установки диска (над чертой |
NO |
регистрационный номер автомобиля |
Начальное показание счетчика пробега |
19__ |
Дата снятия диска (над чертой |
Конечное показание счетчика пробега | |
KM |
Вычислить пробег за поездку |
Время замены автомобиля | |
NO | регистрационный номер нового автомобиля |
Начальное показание счетчика пробега | |
Конечное показание счетчика пробега | |
KM | Пробег за поездку |
Тахограф на страже истины
В случае дорожно-транспортного происшествия показания тахографа могут быть использованы для объективного расследования обстоятельств аварии.
Так,
например, в
прошлом году
тяжелый
автопоезд
врезался в
бензовоз.
Возник пожар,
в котором
погибло
несколько
человек. Вся
вина за
происшедшее
ложилась на
водителя
автопоезда.
Однако, при
анализе
параметров
движения по
диаграммному
диску
тахографа,
установленного
на
автопоезде,
удалось
установить
истинную
картину
этого ДТП, а
затем
выявить
настоящих
виновников
аварии,
установить
ее причину.
Водитель
автопоезда
был оправдан.
Незадолго до
этой аварии
на одной из
дорог
местного
значения
водитель
автобуса
совершил
лобовое
столкновение
с грузовиком.
По
первоначальным
данным
получалось,
что на
повороте
водитель
автобуса
превысил
установленную
скорость, из-за
чего выехал
на полосу
встречного
движения, где
и произошло
столкновение
с грузовиком.
Исследование
диаграммного
диска
тахографа,
установленного
на автобусе,
показало, что
превышения
скорости не
было.
Последующее
обследование
автобуса
выявило, что
выезд на
встречную
полосу
движения
произошел из-за
нерадивости
механиков,
готовивших
автобус в
рейс.
Водитель
автобуса был
оправдан.
Вместе с тем,
есть и другие
примеры. Так,
водитель
контейнеровоза
обратился в
милицию с
заявлением,
что в дороге
на него
напали
грабители и
похитили
весь груз,
находившийся
в
контейнерах.
Однако
сотрудники
милиции,
исследовав
диаграммный
диск
тахографа,
установленного
на
контейнеровозе,
обнаружили
многочисленные
расхождения
в показаниях
водителя и
показаниях
тахографа. В
результате
следственных
действий
водитель
оказался
организатором
и активным
участником
этой кражи.
Эти
несколько
примеров
показывают,
насколько
многосторонне
могут быть
использованы
показания
тахографов,
не только в
сфере
повышения
безопасности
дорожного
движения, но и
в социально-правовой
защите
водителей в
случае
дорожно-транспортных
происшествий,
выявлении
истинных
причин и
виновников
аварий.
Систематизация
этих
сведений
позволит
выработать
соответствующий
комплекс мер
по снижению
вероятности
ДТП и тяжести
последствий
таких аварий.
Тахограф как средство снижения расходов
Исследователи
АСМАП
сопоставили
работу
предприятия
на одних и тех
же
автомобилях
в прошлом и в
текущем
годах. Взяли,
например,
один маршрут
и посмотрели,
как работал
один и тот же
автопоезд
без
тахографа и с
тахографом.
Что дает
тахограф
автотранспортному
предприятию,
какие при
этом
экономические
выгоды, какие
получаются
доходы,
расходы и т.д.?
Маршрут
был взят
довольно
простой.
Поскольку
машины этого
предприятия
ходят в
основном в
Болгарию, то
исследователи
взяли
маршрут Тула -
Варна,
наиболее
типичный для
"Тулавнештранса".
В качестве
объекта
исследований
взяли
отечественный
автопоезд
МАЗ с
полуприцепом,
на котором
работают два
водителя, что
позволяет
делать
больший
пробег без
остановок на
отдых. Да и
вообще
удобней и
безопасней
ездить
вдвоем.
Для
руководства
АТП стало
своеобразным
открытием,
когда
исследователи
на основе
данных
тахографа
показали,
насколько
эффективно
автомобиль
работает...
Раньше
давали
водителю
автомобиля
задание на
определенное
количество
дней для
совершения
рейса,
особенно не
вдаваясь в
подробности,
чем водитель
в принципе
занимается
во время
прохождения
этого
маршрута.
Едет он
хорошо,
исправно
километраж "накручивает",
по сетке
расстояний
все сходится.
Отношение
общего к
груженому
пробегу тоже
хорошее, и в
расход
топлива
укладывается.
Вроде бы и
проблем
никаких нет.
Но когда
поставили
тахограф, а
затем
расшифровали
результаты
его
показаний, то
оказалось,
что водитель
на
определенных
отрезках
дистанции
увеличивает
скорость
сверх
нормативной.
Например,
если можно
маршрут
проходить со
скоростью 60-70
км/ч, то он
местами идет
со скоростью
90 км/ч. Хотя на
МАЗе это
кажется
маловероятным,
многие могут
сказать, что
это сказки,
мол, не бывает
такого. Но
факт
остается
фактом.
Превышение
скорости к
чему обычно
приводит? Во-первых,
к
перерасходу
топлива.
Больше
скорость,
больше
количество
торможений,
быстрее
растет
расход
запасных
частей,
увеличивается
количество
простоев
автомобиля в
ремонте. И это
уже идет за
счет
расходов
предприятия.
Водитель,
увеличивая
скорость,
сокращает
время
доставки
грузов, но
руководству
об этом он не
говорит. Он
приехал,
привез груз
за границу и
получает
день или два
для решения
своих личных
проблем.
Автомобиль
благополучно
стоит, а
водитель
либо идет на
склад
запасных
частей, так
называемую "толкучку",
где покупает
что-то для
себя, либо
ходит по
магазинам -
выполняет
задания
семьи. Но в
итоге
получается,
что
автомобиль
простаивает
сутки-двое в
каждом рейсе,
и это было
выявлено с
помощью
тахографа.
Но не это
главное, а то,
что в
результате
просмотра
тахограммы
вообще
получились
интересные
цифры.
В частности,
по расходу
топлива.
Рейс у этого
автомобиля
туда и
обратно (кругорейс)
составлял
ранее 22 дня со
всем
оформлением,
погрузкой-разгрузкой
и т.д. Расход
топлива в
среднем на 100
км был 56 л. А
общий расход
за рейс
составлял 2464 л.
После
установки
тахографа
количество
времени на
кругорейс
сократилось
до 17 дней,
расход
топлива упал
до 52 л на 100 км, а
общий расход
топлива
сократился
до 2283 л.
Экономисты
посидели,
подсчитали и
определили,
что
внедрение
тахографа
позволило
значительно
увеличить
экономическую
эффективность
автопоезда.
Доходы
только
одного этого
автопоезда
возросли на 31 %.
Посмотрели,
разумеется,
что
произошло с
чистой
прибылью.
Прибыль,
которую
получило
предприятие,
увеличилась
на 8,1 % после
того, как
поставили
тахограф.
Таким
образом, этот
один-единственный
тахограф
окупится
предприятию
за полтора-два
месяца. И
теперь,
используя
автомобиль
более
экономично,
рационально,
предприятие
получает
дополнительные
доходы. После этого
трудно
относиться к
тахографу "неоднозначно".
По существующим международным правилам тахограф должен использоваться только при коммерческих грузовых перевозках, если полная масса брутто грузовика 3,5 тонны. Этот прибор уже много лет на вооружении во всех странах - членах ЕС и ряде других и выполняет несколько функций. Помимо основной - контроль за режимом водителей - он служит своеобразным гарантом цивилизованной конкуренции, поскольку предприятие-перевозчик лишается возможности получить преимущество за счет сокращения времени отдыха водителей. А вовремя отдохнувший водитель - дополнительная гарантия безопасности на дороге. С помощью тахографа контролируется и работа водителя с точки зрения ее оплаты: действительно ли шофер сделал то, за что ему платят.
Возможности с помощью прибора контролировать скорость машины, время остановок и даже их цель (отдых или погрузка-разгрузка) в некоторых компаниях-энтузиастах расширяются. Особенно этим любят заниматься в США. К тахографу присоединяется самописец, который начинает отмечать число оборотов двигателя или даже сколько раз водитель открыл и закрыл дверцу.
За установкой и использованием тахографов ведется строгий надзор, что и делает их применение эффективным. В Великобритании, например, они устанавливаются в определенных мастерских, список которых одобрен министерством транспорта. Каждый год приборы проходят тестирование, раз в шесть лет - перекалибровку. Удовольствие это довольно дорогое. Общая сумма расходов, включающая приобретение, установку и калибровку, составляет $1,5 тыс. Однако максимальный штраф, который может быть наложен в связи с тахографом, значительно больше - $3,5 тыс.
Злоупотребления чинов полиции, которые могут проверить данные тахографа на дороге, сведены к нулю. Наложить штраф, скажем, за превышение скорости, которое не отмечено прибором, можно только через суд. Зато если нарушение будет доказано, то предприятие-перевозчика ожидают крупные неприятности, вплоть до лишения лицензии. Кстати, шоферу это мало чем грозит, поскольку по английскому законодательству всю ответственность несет компания. Правда, в фирме могут решить, что такой работник ее не устраивает. По российским же законам водителя имеют право наказать в размере его месячной зарплаты.
Разумеется, любой запрет можно обойти. Самые распространенные покушения на тахографы со стороны водителей - -случайное? поливание их водой при мойке или сбрызгивание кислотой из пипетки. Иногда шоферы пытаются вручную переключить режимы труда и отдыха или самостоятельно нарисовать тахограмму. Однако при квалифицированной проверке эти хитрости быстро разоблачают.
Впрочем, в Польше еще лет семь назад существовало целое подпольное производство фальшивых тахограмм. Их изготавливали на специальной аппаратуре, имитирующей работу тахографа, под заказанную трассу. На дальних международных рейсах этими приемами пользоваться рискованно. А на маршрутах, проходящих по странам бывшего социалистического лагеря, подделки пользовались популярностью.
Российские перевозчики, работающие на международных рейсах, тахографами пользуются не первый год. Однако повсеместное введение приборов оптимизма на наших предприятиях не вызывает. В первую очередь это связано с высокой стоимостью тахографов. Цена приборов российского производства (фирма -МЕТТЭМ?, Чистопольский часовой завод) - 6 тыс. руб. Уместно вспомнить, что подвижной состав предприятий в большинстве регионов России сократился более чем вполовину, а покупать новую технику не на что.
Поверка тахографов делается только на заводе, цена за их установку колеблется в зависимости от количества сервисных центров. Понятно, что завод лоббирует в Правительстве РФ расширение сферы применения тахографов в России.
Еще одна причина для скепсиса со стороны автотранспортников связана с отсутствием в России прямой связи системы контроля и наказания. А без этого введение тахографов бессмысленно. К тому же на смену этим приборам уже идут электронные системы учета, основанные на смарт-картах. Для них не потребуются, например, особые специалисты для расшифровки тахограмм, так как это сделает компьютер. И может, стоит подождать окончания этих разработок, чем оснащать машины устаревающими приборами?
Copyright © 2003 AlPoSoft
mailTo: zlodey@kingisepp.ru , ICQ UIN
# 345177594, IGA UIN # 34845
© 2003 При использовании любого материала с данного веб-сайта ссылка
на AlPoSoft (c) обязательна.